Что такое мобильное приложение?

Мобильное приложение — это отдельное приложение, которое устанавливается, как правило, из App Store или Google Play, и запускается на мобильном устройстве.

Многие мобильные приложения имеют те же функции, которые доступны на самом сайте. Например, если открыть с телефона приложение Facebook или открыть страницу в веб-браузере, то будет одинаковое содержание и функциональность, но ощущения от взаимодействия с приложением будут отличаться. Мобильные приложения учитывают особенности, такие как вращение, наклон, встряхивание или поворот устройства для изменения ориентации приложения.

Что такое мобильная версия сайта?

Мобильная версия — это сайт, адаптированный под мобильные устройства. Для просмотра пользователь будет использовать браузер. На мобильных устройствах просматриваются все веб-сайты, но с небольшими экранами телефонов и планшетов возникают трудности, если сайт плохо адаптирован под мобильные устройства.

Идея мобильного сайта заключается в том, чтобы пользователи могли легко получить доступ к необходимому контенту с помощью мобильного устройства. Для этого часто используется подход, известный как "отзывчивый дизайн". Это значит, что сайт подстраивается под размер экрана устройства.

В чем разница между мобильным сайтом и мобильным приложением?

Нужно понять желаемую цель. Каких действий и результатов ожидаете от мобильного приложения или мобильного сайта

Если хотите, чтобы пользователи читали контент сайта с мобильных устройств, то сделайте выбор в пользу мобильного сайта. Если хотите повысить узнаваемость бренда, то используйте мобильное приложение. Когда не нужны специальные возможности и внимание направлено на контент, лучше отдать предпочтение мобильному сайту.

Мобильные сайты и мобильные приложения доступны для смартфонов. И те и другие имеют преимущества для компаний и пользователей. Обратим внимание на основные отличия, чтобы понять разницу.

Доступ

Мобильные веб-сайты совместимы со всеми устройствами и доступны любому пользователю через веб-браузер, в то время как приложения требуют загрузки и специальной адаптации под каждую операционную систему — например, Android и iOS. Приложения, в отличие от веб-сайта, не сразу становятся доступными, сначала их нужно скачать и установить.

Функция

Функциональность — одно из главных отличий мобильного сайта от приложения. Основная цель веб-сайта — информирование, в то время как приложения служат для помощи или выполнения задачи.

Приложения, как правило, более интерактивный, в то время как контент сайта предназначен для чтения, просмотра и прослушивания. Веб-приложения позволяют пользователям манипулировать данными, в то время как веб-сайты более просты — например, оформлять заказ в интернет-магазине и работать с формами.

Сложность

Приложения, как правило, сложнее веб-сайтов, поскольку сайты представляют собой набор страниц. Мобильные приложения, как правило, имеют более интерактивный и интуитивно понятный интерфейс, основанный на операционной платформе устройства, что обеспечивает более полное погружение в работу.

Пользователи могут настраивать свои приложения после их загрузки. Приложения также могут отслеживать вовлеченность пользователей и предлагать рекомендации по настройке. Приложение может быть более полезным для пользователя, который нуждается в его функциональности на регулярной основе.

Мобильные приложения также могут получать доступ и использовать встроенные функции устройства — например, камеру или GPS. Эти функции обеспечивают большее удобство для конечного пользователя.

Стоимость и обновление

Разработка мобильных сайтов обходится дешевле, чем приложений. Разработка приложений занимает больше времени, поскольку они более сложны и требуют дополнительных навыков разработки.

Обновления можно легко осуществить, опубликовав один раз информацию на мобильном сайте. Обновления сразу видны пользователям. В случае с мобильными приложениями компаниям приходится сначала публиковать обновления в App Store или Google Play, например, а пользователям нужно собственноручно обновлять приложения.

Принципы дизайна мобильных

1. Простота

Дизайнер мобильных приложений сосредоточен на том, чтобы сделать пользовательский интерфейс простым и удобным для пользователя. Советуем учитывать при создании интерфейса следующие элементы, чтобы улучшить пользовательский опыт и сделать его интуитивно понятным.

  • Является ли дизайн приложения простым, практичным и не слишком насыщенным?
  • Помните ли вы о пользователе на протяжении всего процесса?
  • Элементы дизайна действительно полезны и актуальны для пользователя?

Визуально привлекательный дизайн

Основная идея UX-дизайна заключается в том, что если приложение хорошо выглядит, то людям легче им пользоваться. Когда пользователи видят красивый дизайн, это вызывает у них приятные ощущения. Подсознательно появляется мысль, что приятный глазу дизайн будет работать лучше.

Время загрузки

Важно обеспечить быструю загрузку мобильного приложения, чтобы пользователи не тратили время. Таким образом, пользователь получает бесшовный опыт, который быстро запускает приложение без раздражающих задержек.

Фокус

Расставить приоритеты и сконцентрироваться на тех аспектах, которые принесут наибольшую пользу большинству пользователей. Тогда дизайн приложений будет соответствовать ожиданиям и предпочтениям пользователей.

Терпимость к ошибкам

Дизайн должен быть гибким и прощающим ошибки. Например, будет полезным наличие таких функций, как "назад", "отмена" и "повтор". Чтобы избежать ошибок и предоставить альтернативные способы выполнения одной и той же задачи, дизайн оптимизируют. Советуем продумать следующие моменты:

  • Позволяет ли мобильное приложение вводить разные данные?
  • Интерпретирует ли мобильное приложение введенные данные?
  • Позволяет ли приложение отменять и повторять действия снова?

Добавление этих функций сделает пользовательский интерфейс, в котором пользователям будет удобно ориентироваться, исправлять ошибки и легко выполнять задачи. Даже если пользователь иногда ошибается или хочет изменить действие.

Масштабируемый дизайн

Когда говорим "масштабируемый", это означает, что дизайн мобильного пользовательского интерфейса подстраивается под размеры экранов и макеты. Как известно, со временем смартфоны меняют характеристики. Поэтому одним из основных вопросов приложений является создание долговечного приложения. Для того чтобы приложение подходило для операционных систем и устройств, выгодно разрабатывать масштабируемое приложение. Это не только увеличит срок службы приложения, но и позволит пользователям не сталкиваться с проблемами при использовании приложения на всех типах устройствах.

Тестирование приложения

Пользователи — это конечная точка мобильных приложений. Нужно задуматься, как сделать приложение максимально удобным для пользователя. Лучший способ сделать это — провести анализ пользователей. Анализ пользователей — лучший способ сделать это. Перед запуском мобильного приложения на рынок необходимо определить целевую аудиторию для тестирования прототипа.

Основные гайдлайны

Гайдлайны мобильных систем — это общие правила для того, чтобы сделать приложения для разных платформ. Это как инструкция, которая помогает добиться единого стиля. Гайдлайны помогают избежать недопонимания и экономят время на ТЗ. Гайдлайны помогают работе приложений в условиях одной операционной системы. Благодаря этому, пользователь ориентируется в приложении по привычной и уже знакомой схеме.

Что такое Human Interface Guidelines?

Human Interface Guidelines - это руководство, созданное компанией Apple, в котором изложены принципы и рекомендации для пользовательских приложений для IOS. В руководстве рассматриваются стандарты дизайна, иконки, шрифты, анимация и другие элементы, которые создают последовательное взаимодействие с пользователями Apple.

Что такое Google Material Design?

Google Material Design определяет стандарты дизайна от Google для мобильных приложений и веб-сайтов. В Material Design используются плоские элементы с тенями и анимацией для создания чистого и легкого интерфейса. Также содержатся рекомендации по цветам, иконкам, типографике и другим аспектам дизайна. Эти рекомендации помогают разработчикам создавать красивые и функциональные приложения для пользователей Google.

Сравнение основных гайдлайнов Human Interface Guidelines, Apple и Google Material Design
Аспект Human Interface Guidelines Apple Google Material Design
Платформа iOS, macOS Android
Философия дизайна Ясность, отличие, глубина, последовательность Материальный дизайн, яркая графика, интуитивность
Сетка макета Использует динамическую сетку макета Соблюдает базовую сетку с интервалом 8dp
Типография Шрифтовая семья San Francisco, изменяемые размеры Шрифтовая семья Roboto, Product Sans
Палитра цветов Яркая и последовательная цветовая схема Яркие и выразительные цветовые палитры
Иконки Простые и узнаваемые иконки Адаптивные иконки, подстраивающиеся под различные устройства
Навигация Нижняя навигационная панель для вкладок Нижняя навигационная панель для основной навигации, верхняя - для второстепенной
Диалоги и оповещения Диалоговые окна и листы действий в стиле iOS Диалоговые окна, нижние листы и оповещения в стиле Material
Анимации и движение Нежные, плавные и естественные анимации Принципы движения Material для значимого и интуитивного движения
Панели приложения и инструментов Закрепленные панели приложения с заголовками и действиями Панели приложения с гибкой высотой и возможностью сворачивания
Стили кнопок Кнопки в виде скругленных прямоугольников с различными состояниями Поднятые, контурные, плавающие кнопки
Жесты и взаимодействие Акцент на жестах, таких как свайп, масштабирование, касание Жестовая навигация, взаимодействие с помощью касания
Карты и поверхности Использует карты и листы для представления контента Карты с эффектами перекрытия для создания глубины и иерархии
Уведомления и значки Богатые и интерактивные уведомления Уведомления и значки в стиле Material
Навигация назад Использует кнопку назад или свайп для навигации Кнопка "назад" в приложении и свайп для навигации
Доступность Акцент на VoiceOver и функциях доступности Поддержка доступности на основе принципов Material
Запуск приложения и обучение Акцент на плавный запуск приложения Руководство по обучению Material для знакомства с приложением
Нижняя навигация Использует панель вкладок для основной навигации Нижняя навигационная панель для основной навигации
Иконография Согласованная и узнаваемая иконография Адаптивные иконки для различных размеров и форм экранов
Плавающая кнопка Выдающаяся плавающая кнопка для основного действия Плавающая кнопка для важных действий
Поиск и фильтры Настраиваемая строка поиска и фильтры Поиск и фильтры в стиле Material
Отображение данных и визуализация Использует таблицы, диаграммы и графики для представления данных Руководство по отображению данных Material для наглядной визуализации данных
Загрузка и обработка изображений Лучшие практики для загрузки и кэширования изображений Руководство по изображениям Material для отзывчивой и эффективной обработки

10-принципов эвристики для мобильного интерфейса

Эвристические принципы оценки юзабилити помогают определить, в каких случаях дизайн пользовательского интерфейса не обеспечивает удобство работы с ним.

Мгновенная обратная связь с действиями пользователя

Вы ожидаете быстрого ответа, когда используете приложение или сайт. Это называется немедленной обратной связью. Такая реакция важна для хорошего пользовательского опыта.

Представьте, что вы нажимаете кнопку и в течение нескольких секунд ничего не происходит. Возникает странное чувство. Но если после нажатия кнопки появляется индикатор выполнения или анимация, это говорит, что действие было получено. Благодаря такой простой визуальной подсказке пользователь чувствует себя уверенным в том, что приложение или сайт работает.

Прозрачность структуры системы

Прозрачность элементов и структур помогает пользователю понять контекст. Интерфейс должен дать пользователю чувство контроля над ситуацией. Пользователю нужно ясно понимать: "Где я сейчас нахожусь?" и "Куда мне двигаться дальше?". Пользователь становится более самостоятельным и уверенным в интерфейсе.

Универсальный опыт

Проектирование с использованием того, что люди знают и ожидают. Например, многие привыкли, что символ «+» означает расширение контента, а меню навигации обычно находится в верхней или нижней части экрана мобильного устройства. Дизайнеры делают интерфейсы интуитивными и понятными, добавляя эти привычные элементы. Благодаря этому пользователи легко находят информацию и используют приложение или веб-сайт.

Приоритет функции над формой

Дизайнерские решения зависят от того, что делает тот или иной элемент, а не от того, насколько важен визуальный стиль. Визуальный дизайн интерфейса должен начинаться с объяснения того, что делает каждый элемент и как он будет использоваться. Результат будет выглядеть красиво, но нелогично, если приоритет отдается стилю и модным тенденциям. Неработающий дизайн не будет спасен визуальной частью.

Визуальные подсказки помогают пользователям разобраться во всех функциях приложения. Принято считать, что форма, расстояние между элементами и размер побуждают пользователя понимать ситуацию и принимать решение. В этом случае функция поддерживается и усиливается формой.

Последовательность и надежность

Использование последовательных и стандартных элементов, таких как слова, ситуации и действия, для создания взаимосвязанного опыта. Людей привлекают шаблоны. Использование шаблонов в мобильном интерфейсе, будет полезным для пользователей. Это позволит понять, чего ожидать и как взаимодействовать с дизайном. Помните, что последовательность не означает, что все должно выглядеть одинаково.

Информирование об ошибках

Показать информацию и варианты решения в случае, если пользователь пошел не по тому пути и совершил ошибку. Чтобы пользователи заметили и исправили ошибки, пользовательский интерфейс должен содержать подсказки. Пользователь должен иметь четкое представление о том, как устранить ошибку и предотвратить ее в будущем.

Гибкость использования

Интерфейс, который интуитивно понятен и эффективен для пользователей с разным уровнем опыта. Интерактивный мобильный опыт независим от внешних указаний пользователя. Неважно, впервые пользователь работает с мобильным приложением или в сотый раз, интерфейс должен учитывать оба сценария.

Опытный пользователь должен иметь доступ к быстрым клавишам и глубокому системному пониманию, а новичок не должен быть брошен в простой путанице. Благодаря гибкости пользовательского интерфейса пользователь может выбирать и управлять путем, который соответствует его возможностям и потребностям.

Простота в дизайне

Главное — избежать путаницы. Для этого дизайнеры стремятся представить данные в понятной и наглядной форме, сокращая время принятия решения и количество ошибок. Для этого надо убрать ненужный контент, использовать цвет, макет и типографику, чтобы помочь пользователям ориентироваться на экране. Задача состоит в том, чтобы обеспечить достаточное количество подсказок, не отвлекая пользователей от цели.

Надежность согласованности

Эксперты по юзабилити считают, что создание универсальной спецификации пользовательского интерфейса невозможно. Даже принципы проектирования противоречат друг другу в некоторых случаях. Например, один принцип требует предоставления пользователю всей информации, чтобы он мог принять решение, а другой — отказа от лишних элементов.

В таких ситуациях команда разработчиков проводит тщательную оценку и принимают решение на основе конкретных ситуаций использования с учетом потребностей пользователя.

Универсальный опыт

Проектирование с использованием того, что люди знают и ожидают. Например, многие привыкли, что символ «+» означает расширение контента, а меню навигации обычно находится в верхней или нижней части экрана мобильного устройства. Дизайнеры делают интерфейсы интуитивными и понятными, добавляя эти привычные элементы. Благодаря этому пользователи легко находят информацию и используют приложение или веб-сайт.

Разумная избыточность

Постоянная рефлексия в процессе проектирования, позволяющая убедиться в том, что принципы проектирования пользовательского интерфейса и эвристики юзабилити соответствуют назначению продукта и потребностям пользователей.

Невозможно представить универсальную специфику проектирования пользовательского интерфейса. Эксперты и команда разработчиков должны сами определить наилучшие решения для своих уникальных случаев использования. Если продукт ориентирован на человека и строится с учетом его потребностей, команда будет получать поддержку, зная это, и будет иметь сильное чувство цели при принятии этих решений.

Лучшие практики для улучшения UX/UI мобильного приложения

Взаимодействие с приложением

Разработка навигации возможна только при понимании взаимодействия пользователя с мобильным устройством. Все задачи приложения требуют разных способов взаимодействия. Кроме того, люди держат телефон по-разному, в зависимости от ситуации. Следует также учитывать тенденцию нижней навигации. Это смещение пользовательского интерфейса вниз. Следует рассмотреть основные моменты:

  • Как пользователи держат и управляют мобильными устройствами;
  • Три основных положения руки;
  • Взаимодействие одной рукой;
  • Все изображения автора;
  • Использование жестов;
  • Как пользователи держат и управляют мобильными гаджетами.

Анимации

Анимация и другие визуальные компоненты привлекают внимание. Кроме того, это делает приложение более привлекательным для использования. Создайте сценарий анимации, который будет сопровождать действия, выполняемые в приложении, такие как долгое нажатие на пункт меню. Анимация также используется для привлечения внимания пользователя к действию и помогает пользователям запомнить информацию.

Геймификация

Способ мотивировать пользователя — добавить игровые механики, если они соответствуют целям приложения и аудитории. Людям нравятся сложные задачи и развлекательные аспекты. Это повышает пользовательский опыт мобильного приложения.

Техника размытия

Этот метод помогает понять, что увидит пользователь с первого взгляда, и проверить акценты. Представьте, что экран, на который смотрит пользователь размыли. Если среди размытия легко считываются кнопки, поля и акценты – интерфейс приложения спроектирован отлично.

Одни функции на разных платформах

По мере роста использования девайсов пользователи ожидают, что на мобильных устройствах будут доступны те же возможности, что и на компьютерах. Хотя некоторые пользователи по-прежнему предпочитают решать сложные задачи на компьютерах, многие полагаются исключительно на смартфоны.

Например, в банковском приложении пользователи должны иметь возможность выполнять все необходимые задачи, независимо от того, используют ли они на компьютер или телефон. Отсутствие полной функциональности в мобильном приложении может разочаровать пользователей и заставить искать альтернативные варианты.

Во время ожидания новых функций важна прозрачность. Если приложение запускается с ограниченными функциями, не стоит просто показывать сообщение "Скоро будет". Вместо этого создайте общедоступную роадмап, в которой описывается, что будет добавлено. Таким образом, вы формируете точные ожидания, что может существенно повлиять на отзывы о приложении и удовлетворенность пользователей.

Продуманные уведомления

Пользователей пушат бесполезными, отвлекающими уведомлениями. Раздражающие уведомления — это причина номер один, по которой люди удаляют мобильные приложения. Важно, чтобы каждое сообщение имело значение. Не перегружайте пользователей push-уведомлениями. Польза, которую пользователи получают от уведомлений, должна быть значительно выше, чем прерывание работы. Не отправляйте push-уведомления ради того, чтобы привлечь пользователей.

Очень важно персонализировать контент. Отправляйте уведомления в наиболее удобное время в соответствии с часовым поясом пользователя. Используйте различные типы сообщений: push-уведомления, электронные письма, уведомления в приложении и обновления новостной ленты. Диверсифицируйте сообщения — ваши сообщения должны работать вместе в полной гармонии, чтобы создать отличный пользовательский опыт.

Лучше запрашивать разрешения в контексте и сообщать, какую пользу принесет доступ. Пользователи с большей вероятностью предоставят разрешения, если их попросят об этом во время выполнения соответствующей задачи.

Дизайн мобильных форм

При разработке формы необходимо максимально упростить ее заполнение и плавно довести до конца. Для этого следует избегать длинных и перегруженных форм. Вместо этого лучше стремиться к быстрому взаимодействию. Чем меньше усилий требуется от пользователя при заполнении формы, тем лучше.

Рассмотрите возможность использования опций автозаполнения, чтобы сэкономить время и силы пользователей. Кроме того, постарайтесь сократить количество полей, которые необходимо заполнить, включив только необходимую информацию.

Вот несколько полезных советов:

  1. Разделите большие формы на несколько экранов, чтобы пользователи могли заполнять их поэтапно.
  2. Включайте в формы только необходимые поля, не перегружайте пользователей лишними вопросами.
  3. Для ускорения и упрощения процесса заполнения формы используйте опции автопредложения и удобные кнопки с изображением большого пальца для действий "вперед" и "назад".
  4. Избегайте использования полос прокрутки, так как они могут затруднять навигацию на мобильных устройствах.

Тексты

Тексты в заявке должны быть краткими, простыми и разборчивыми. Старайтесь размещать на одном экране совсем немного текста. Чем короче текст, тем лучше он будет понятен пользователю.

Для того чтобы текст легко читался без увеличения, он должен контрастировать с фоном и иметь высоту букв не менее 11 пт. Тип шрифта, межстрочный интервал и расстояние между буквами также влияют на удобочитаемость текста. По мнению таких крупных технологических компаний, как Apple и Google, шрифт должен быть размером 12 пунктов. Это помогает пользователям читать информацию на экране без увеличения. Кроме того, это помогает держать устройство на удобном для просмотра расстоянии.

Частые ошибки при дизайне мобильного приложения

Игнорирование пользовательского пути

Отсутствие тщательного планирования пользовательского опыта приложения перед началом разработки является типичной ошибкой. Продумайте, как пользователи будут ориентироваться в приложении, вместо того чтобы сразу сосредоточиться визуальной части. Проблемы с организацией и работой приложения будут результатом пренебрежения этим элементом.

Чтобы избежать этой ошибки, не торопитесь и создайте карту пути клиента, прежде чем вдаваться в детали дизайна, которые могут быть незначительными. Успех приложения зависит от организации сценария. Помните об общей картине и убедитесь, что детали и дизайн поддерживают идею и цель использования.

Перегруженность элементами

Надеемся, что тщательная проработка схем и прототипирование позволят четко разграничить необходимые и избыточные функции. Перегруженность приложения функциями не только дезориентирует пользователя, но и затрудняет его продвижение на рынке.

Сокращать количество функций сложно, но необходимо. Лучшей стратегией будет привлечение пользователей на начальном этапе с помощью одной-двух функций. Затем тестирование новых дополнений в последующих выпусках, чтобы понять, что конкретно найдет отклик у пользователей. В этом случае дополнительные функции будут меньше мешать в первые дни жизни приложения.

Плохое первое впечатление

Первое использование приложения является решающим для того, чтобы зацепить пользователя. Если что-то идет не так, кажется, непонятным или скучным, потенциальные пользователи быстро теряют интерес.

Однако правильно подобрать баланс для первого впечатления непросто. Долгий процесс знакомства с необходимыми функциями утомит пользователей. Создание приложения, которое сразу становится интуитивно понятным и в то же время быстро знакомит пользователей с самыми нужными функциями, — это тонкий процесс.

Помните, что когда пользователи не всегда имеют представление о том, как работает приложение. Правильный процесс бета-тестирования позволяет дизайнерам с самого начала узнать, как другие воспринимают приложение. То, что кажется очевидным для команды разработчиков, может оказаться непонятным для новичков.

Игнорирование контекста приложения

Одна из ошибок заключается в том, что не учитывается, как и где люди будут использовать приложение. Даже если цель и задачи приложения ясны, необходимо продумать конкретную ситуацию, в которой пользователи будут с ним взаимодействовать. Например, некоторые функции, которые легко использовать молодым людям, могут оказаться непонятными для пожилых пользователей, и наоборот. Для эффективной разработки приложения очень важно понимать, в каком контексте оно будет использоваться.

Создавая приложение, подумайте о том, как люди будут его использовать. Будет ли оно предназначено для быстрого взаимодействия или пользователи будут тратить больше времени на изучение его содержимого. Подберите дизайн в соответствии с назначением приложения.

Вывод

Важно убедиться в том, что вы следуете лучшим практикам разработки мобильных приложений, таким как обеспечение визуальной согласованности, оптимизация под плохую связь и соблюдение предпочтений пользователей в отношении уведомлений. Кроме того, аспектами процесса разработки мобильных приложений являются исследования пользователей, тестирование и итерации.

Некоторые из способов привлечь и удержать пользователей — удобная навигация по приложению, единство визуальных и эмоциональных элементов, простота и упорядоченность процесса регистрации. Важно, чтобы приложение было доступным и выполняло те же функции, что и компьютере.

Убедитесь, что продукт соответствует требованиям, является одной из основных задач при разработке мобильных приложений. Некачественный дизайн интерфейса сделает поиск и выполнение задач сложнее. В конце концов, пользователи удалят приложение или перестанут использовать. Соблюдение методов создания мобильного пользовательского интерфейса позволит привлечь и удержать пользователей.

Игорь
Игорь Со-основатель, СEO, Дизайн-директор